ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОПЕРАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ
возникновения и развития чрезвычайных ситуаций
на территории Воронежской области на 05.11.2024
1. Обстановка
1.1. Метеорологическая обстановка(по данным Воронежского ЦГМС):
Облачно. Ночью небольшой (0,2-1 мм), местами умеренный (2-5 мм) снег. Днем в отдельных районах небольшие (0,2-2 мм) осадки в виде снега, мокрого снега. На дорогах местами гололедица.
Ветер северо- западный 8-13 м/с, ночью местами порывы 15-17 м/с. Температура ночью -6°…-1°С, днем от -2°…+3°С.
1.2. Радиационно-химическая и экологическая обстановка
Радиационная, химическая и бактериологическая обстановка на территории региона в норме. Радиационный фон 11-16 мкР/час. Общий уровень загрязнения окружающей среды – удовлетворительный. Экологическая обстановка благоприятная – фоновые показатели атмосферного воздуха не превышают предельно допустимых концентраций.
По данным Воронежского ЦГМС 05 ноября метеорологические условия будут способствовать рассеиванию вредных примесей в приземном слое атмосферы.
1.3. Наличие внутренних и внешних опасных биологических факторов, способных привести к возникновению и (или) распространению заболеваний с развитием эпидемий, массовых отравлений, превышению допустимого уровня причинения вреда здоровью человека.
Согласно сведениям, представленным управлением ветеринарии Воронежской области, установлены ограничительные мероприятия (карантин) по заболеванием лейкозом крупнорогатого скота и бешенством.
1.4. Гидрологическая обстановка (по данным Воронежского ЦГМС)
Гидрологическая обстановка на территории области в норме.
1.5. Лесопожарная обстановка (по данным информационной системы дистанционного мониторинга Федерального Агентства лесного хозяйства и Воронежского ЦГМС)
В соответствии с постановлением Правительства Воронежской области от 25.10.2024 №713 «Об отмене на территории Воронежской области особого противопожарного режима» с 25.10.2024 ОСОБЫЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ на территории области отменен.
По условиям погоды на территории 6-ти муниципальных районов наблюдается III класс пожарной опасности (средняя степень пожарной опасности), на остальной территории области наблюдается I класс пожарной опасности (отсутствие пожарной опасности).
На предстоящие сутки на территории области ожидается пожарная опасность 1 класса.
1.6. Геомагнитная обстановка (по данным ИЗМИРАН)
В прошедшие сутки геомагнитная обстановка менялась от спокойной до слабовозмущенной. В ближайшие сутки геомагнитная обстановка будет меняться от слабовозмущенной до возмущенной.
1.7. Сейсмическая обстановка
Сейсмическая обстановка на территории области находится на уровне приемлемых потенциальных сейсмических рисков. По сведениям лаборатории глубинного строения, геодинамики и сейсмического мониторинга им. профессора А.П. Таркова Воронежского государственного университета, за прошедшие сутки зарегистрировано 7 телесейсмических землетрясения с магнитудой менее 6 условных единиц. Сейсмический эффект на территории области отсутствует. Зарегистрированы 4 сейсмических события неизвестной природы (пакеты сейсмических волн с западного и южного направлений). Сейсмический эффект на территории области менее 1 балла.
1.8. Техногенная обстановка
Техногенная обстановка на территории области находится на уровне приемлемых рисков.
2. Прогноз возникновения происшествий (ЧС)
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
Риски трансграничного характера: не прогнозируются.
2.1. Природные и природно-техногенные источники ЧС
На территории области возможно возникновение отдельных очагов ландшафтных пожаров (Источник – неосторожное обращение с огнем, несоблюдение требований пожарной безопасности, III класс пожарной опасности по условиям погоды, порывы ветра до 15-17 м/с).
Вероятность возникновения ЧС – Р=0,2.
2.1.1. Риски возникновения ЧС на объектах электроснабжения
На территории области повышаются риски возникновения аварийных ситуаций и происшествий, связанных с повреждением (обрывом) линий связи и электропередач в населенных пунктах, падением слабоукрепленных, широкоформатных, ветхих, рекламных конструкций, веток и сучьев деревьев, кранового оборудования. Возможны деформации крыш зданий и сооружений,нарушения в системе ЖКХ и функционировании объектов жизнеобеспечения, работе дорожно-коммунальных служб и транспорта. Повышается вероятность затруднения движения автотранспорта, ограничения пропускной способности на автодорогах, увеличения количества ДТП на трассах муниципального и федерального значения. Возможно увеличение случаев травматизма среди населения (Источник – осадки в виде снега и мокрого снега, порывы ветра до 15-17 м/с, гололедица).
Вероятность возникновения ЧС – Р=0,4.
Муниципальные образования с повышенным риском возникновения аварий на ЛЭП:г.о.г. Воронеж, г.о. Нововоронеж, Новоусманский, Рамонский, Семилукский и Хохольский муниципальные районы.
Участки дорог с повышенным риском возникновения ДТП: автодорога М-4 «Дон» 507,8-508,5 км (г.о.г. Воронеж), 519,9-520,2 км (Новоусманский муниципальный район), 548,9-549,9 км (Каширский муниципальный район), 660-660,5 км (Павловский муниципальный район), 750,7-751,5 км (Богучарский муниципальный район), 764,4-765,1 км (Богучарский муниципальный район);
автодорога Р-22 «Каспий» подъезд к г. Саратов 450,4-451,5 км (г. Борисоглебск);
автодорога Р-298 «Курск-Воронеж» 208,6-209,1 км (Семилукский муниципальный район), 379,5-379,7 км (Аннинский муниципальный район).
Наибольшая вероятность затруднения движения на участках дорог на протяженных опасных спусках - подъемах: автодорога М-4 «Дон» - 480-482 км (Рамонский муниципальный район); 606-608 км (Бобровский муниципальный район); 730-732 км, 737-743 км, 755-757 км (Богучарский муниципальный район); автодорога Р-298 «Курск-Воронеж» - Р-22 «Каспий» - 423-427 км (Грибановский муниципальный район), автодорога Р-22 «Каспий» - автомобильная дорога М-4 «Дон» - Тамбов – Волгоград – Астрахань – 598 – 601 км (Грибановский муниципальный район).
2.2. Техногенные источники
2.2.1. Техногенные пожары и взрывы
На территории области повышаются риски возникновения техногенных ЧС, крупномасштабных техногенных пожаров и взрывов в зданиях жилого, социально-культурного, бытового, производственного назначения, в том числе на системах жизнеобеспечения (Источник – проведение мероприятий по СВО, нарушение правил устройства и эксплуатации электробытовых приборов, неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, неисправность газового или электрооборудования, изношенность бытовых приборов).
Вероятность возникновения крупных техногенных пожаров (с гибелью 2 и более человек) – Р=0,3.
Наибольшая вероятность возникновения пожаров в Аннинском, Грибановском, Каширском, Нижнедевицком, Рамонском и Эртильском муниципальных районах.
2.2.2. Аварии на системах жизнеобеспечения
На системах жизнеобеспечения повышается вероятность возникновения техногенных аварий (Источник – высокий процент износа сетей (в среднем до 70%), отопительный сезон, порывы ветра 15-17 м/с).
Вероятность возникновения ЧС – Р=0,3.
Повышенный риск возникновения техногенных аварий на системах жизнеобеспечения населения в городском округе город Воронеж, Россошанском, Лискинском, Кантемировском, Новоусманском муниципальных районах.
2.2.3. Взрывы бытового газа и аварии на объектах газоснабжения
Из-за нарушения правил эксплуатации газового оборудования, самовольного подключения к газовым сетям, бесконтрольного использования неисправных газовых баллонов сохраняется вероятность взрывов бытового газа в жилых и дачных домах, а также аварийных ситуаций на объектах газоснабжения. Возможны случаи отравления населения угарным газом.
Вероятность возникновения ЧС – Р=0,1.
Муниципальные образования с повышенным риском возникновения аварий: г.о.г. Воронеж, Новоусманский и Павловский муниципальные районы.
2.3. Риски возникновения происшествий на водных объектах
На территории области повышаетсявероятностьвозникновения происшествий и гибели людей на водных объектах (Источник – несоблюдение мер безопасности при нахождении на водных объектах, осадки в виде снега и мокрого снега, порывы ветра до 15-17 м/с).
Вероятность возникновения ЧС – Р=0,3.
Наибольшая вероятность возникновения происшествий в г.о.г. Воронеж, Борисоглебском г.о., Рамонском, Семилукском, Хохольском, Лискинском, Павловском, Россошанском, Новохоперском и Поворинском муниципальных районах.
2.4. Эпизоотические риски
Существует риск возникновения заражения особо опасными заболеваниями животных: лейкоз КРС, бешенство, африканская чума свиней.
3. Рекомендованные превентивные мероприятия
Органам местного самоуправления и руководителям заинтересованных организаций:
1. Поддерживать в готовности пожарно-спасательные формирования, аварийные бригады, коммунальные и дорожные службы к немедленному реагированию в случае возникновения аварийных и кризисных ситуаций.
2. Совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Воронежской области и их подчиненными подразделениями:
реализовать меры по предупреждению возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций на автомобильных трассах; дорожным службам организовать дежурство на участках дорог с повышенным риском возникновения ДТП и возможным затруднением движения;
продолжать проверки противопожарного состояния административных зданий, учебных учреждений, производственных объектов. Проводить комплекс мероприятий по повышению пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, обратить особое внимание на ВУЗы, общеобразовательные школы, дошкольные учреждения. Выявлять места проживания неблагополучных в социальном отношении семей, одиноких пенсионеров и инвалидов, а также ветхого жилья, уделяя особое внимание организации профилактической работы с данной категорией населения;
проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, о необходимости заключения договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования со специализированной организацией;
осуществлять ежедневный контроль функционирования объектов ТЭК и ЖКХ, а также контроль готовности аварийно-восстановительных бригад муниципальных образований к реагированию на возникновение аварий.
3. В целях минимизации рисков возникновения новых эпизоотических очагов организовать контроль за эпидемиологической обстановкой, направленный на своевременное обнаружение и не распространение заболеваемости. Обеспечить информирование населения по вопросам, связанным с опасными заболеваниями животных (лейкоз КРС, бешенство, африканская чума свиней) и неотложными действиями в случае его возникновения или подозрения на эти заболевания.
4. В целях обеспечения безопасности граждан на водных объектах и пропаганды знаний в области охраны жизни людей на водоемах руководствоваться протоколом КЧС и ОПБ Воронежской области от 03.06.2024 №8.
5. В целях предотвращения возникновения ландшафтных пожаров:
взять на контроль проведение сжиганий мусора, сельскохозяйственных палов в районах населенных пунктов и дачных поселков;
усилить оперативное реагирование по каждому случаю выявления термических точек.
6. В связи с погодными условиями:
организовать комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, минимизацию их последствий;
принять дополнительные меры к обеспечению бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения, объектов социальной сферы и коммунальных служб;
обратить внимание на устойчивое функционирование систем жизнеобеспечения населения, слабо закреплённые конструкции, на устойчивость рекламных щитов;
подготовить к использованию в работе резервные источники электропитания, особое внимание обратить на социально значимые объекты с ночным пребыванием людей в районах с наибольшей вероятностью нарушения электроснабжения;
проверить исправность и готовность к работе снегоуборочной техники, при необходимости организовывать своевременную расчистку дорожного полотна автомобильных дорог от снега;
уточнить наличие количества песко-соляных смесей, при необходимости осуществлять отсыпку дорожного полотна и пешеходных тротуаров песко-соляной смесью;
обеспечить своевременное информирование участников дорожного движения о погодных условиях, при необходимости инициировать ограничение движения по трассам федерального, регионального и местного значения, организовать патрулирование участков федеральных автомобильных дорог с повышенным риском возникновения ДТП;
информацию о погодных условиях довести до руководителей санаториев и пансионатов, туристических маршрутов, руководителей стоянок маломерных судов;
проинформировать организаторов проведения мероприятий на открытом пространстве с целью обеспечения безопасности участников мероприятий.
7. Довести информацию до населения через СМИ:
о соблюдении правил дорожного движения и скоростного режима на автодорогах области;
о правилах эксплуатации электробытовых и газовых устройств;
о необходимости соблюдения мер предосторожности при усилении ветра и гололедице;
о правилах поведения в лесу;
о правилах поведения на воде.
ЕДДС муниципальных районов и городских округов:
1. Усилить мониторинг аварий на системах жизнеобеспечения. Если существует угроза нарушения жизнеобеспечения населения, немедленно доводить информацию до ОДС ЦУКС.
2. Для мониторинга обстановки использовать информационные системы и ресурсы: ЛК ЕДДС, МКА ЖКХ, портал по термическим точкам МЧС России, ПК ЦУП, АПК «Безопасный город», «Лесохранитель», «ИСДМ Рослесхоз», «Атлас опасностей и рисков».
3. При возникновении ЧС и происшествий, проведении тренировок, прогнозировании неблагоприятных (опасных) метеорологических явлений в обязательном порядке использовать в работе модели развития обстановки, разработанные ОДС ЦУКС и размещенные на файловом обменнике с ЕДДС (FileZilla).
4. Доводить до глав районов, сельских поселений, дежурных диспетчерских служб потенциально опасных и социально значимых объектов модели и прогноз развития ЧС.